Форум » Планетарии Украины, России и других стран » Откроется-ли Московский планетарий? » Ответить

Откроется-ли Московский планетарий?

Vladimir_K: Многим наверняка известна судьба этого большого когда-то работающего планетария... А если кто не в курсе - рассказываю: Закрыли на ремонт/реконструкцию в 90-х... Слухи ходят нехорошие, я их продолжать не буду... А спрошу Вас. Может кто-то что-то знает? сайт московского планетария. http://www.planetarium.ru/

Ответов - 67, стр: 1 2 3 4 All

Саша космололок: нашел каму нелень чиитате Недавно группе московских школьников я задал вопрос: “Сколько звезд на небе видит человек невооруженным глазом?” Самые начитанные ответили, что примерно 6 тыс. Для большинства же их оказалось от 20 до 100. И ведь по существу они правы: обычно в Москве больше звезд и не видно. Городской житель практически не знаком с явлениями ночного неба - метеорами, полярными сияниями, серебристыми облаками, гало, кометами. Вся эта прелесть “убита” ярким ночным освещением и смогом. Поэтому многим горожанам радость первого знакомства со звездами подарил... планетарий. Энциклопедия определяет этот термин так: “планетарий - оптический прибор для проекции на внутреннюю поверхность полусферического купола изображений звезд, планет, Солнца, Луны и других небесных объектов с соблюдением их относительной яркости, положения и движения”. Можно добавить, что современный такой аппарат должен показывать картину неба при наблюдении из любой точки на Земле в любой момент времени и в любую эпоху - как в прошлом, так и в будущем. И он с этим справляется. А самые “продвинутые” планетарии могут значительно больше. Дом с круглым залом и “полусферическим куполом” мы тоже по традиции называем планетарием. В архитектурном отношении здания планетариев так же неповторимы, как церкви и мавзолеи: хотя в них и просматривается нечто общее, двух одинаковых планетариев вы не найдете. Планетарий почти так же стар, как сама астрономия. С давних пор любознательные наблюдатели неба пытались моделировать относительное положение светил. Сначала это делали на плоских поверхностях - песке, камне, бумаге. Но чем большую область неба изображали, тем сильнее были искажения. Значительно позже с этой проблемой столкнулись географы и навигаторы, вычерчивая карты поверхности Земли. А в наше время создатели астрономических программ для персональных компьютеров испытывают все те же трудности, пытаясь отобразить сферический небосвод на плоском экране монитора. Звездный глобус снаружи и изнутри Одним из способов решения этой проблемы стало нанесение положений звезд и созвездий на внешнюю поверхность глобуса. Изобретение небесного глобуса принадлежит досократовскому философу Анаксимандру (VI в. до н.э.). Но кто видел глобус без параллелей и меридианов? Греческому геометру Эратосфену (250 г. до н.э.) приписывают изобретение армиллярной сферы: это конструкция из нескольких деревянных или металлических колец, напоминающая “скелет глобуса” и демонстрирующая основные линии небесной сферы - экватор, меридиан, эклиптику (годичный путь Солнца) и первый вертикал. Позже эти два прибора были независимо усовершенствованы исламскими и китайскими астрономами. При всей внешней схожести небесного и географического глобусов, у них есть существенное различие. Взглянув на глобус Земли, мы видим планету такой, какова она в действительности (в космический век это особенно очевидно). Но расположение звезд на небесном глобусе имеет лишь математическое сходство с действительностью; наглядного образа оно не дает - кому доводилось наблюдать небо снаружи? Обойти это препятствие не сложно: достаточно поместить наблюдателя внутрь звездного глобуса. Впервые такой прибор был изготовлен в 1650-1654 гг. под руководством немецкого ученого Адама Олеария (1603-1671); в созданном по его проекту Готторпском глобусе могло разместиться несколько человек. В XVII-XIX вв. эти сооружения стали весьма популярны. Последнюю попытку изобразить небесные объекты на внутренней поверхности вращающейся сферы предпринял в 1912 г. Уоллас В.Атвуд (1872-1949), создав для Чикагской академии наук металлический шар со множеством мелких отверстий, проникая сквозь которые дневной свет создавал картину звездного неба. Зрителей усаживали внутри вращающегося шара на свободно подвешенные сиденья. Эти громоздкие устройства точно воспроизводили картину созвездий, восходы и заходы неподвижных звезд. Наиболее совершенные из них могли показать звездное небо на разных географических широтах. Но движения Солнца, Луны и планет были им недоступны. Орарий - коперниканский планетарий Аппараты для демонстрации видимого движения небесных светил имеют почти столь же долгую историю, как звездный глобус. Древнейший из известных - так называемый механизм Антикитера - подняли в 1901 г. со дна Средиземного моря ныряльщики за губками. Этот поразительно сложный календарь и счетный механизм одновременно был создан в 87 г. до н.э. Можно вспомнить также построенные в 1348-1364 гг. Джованни де Донди семициферблатные астрономические часы - астрариум, - изображавшие все известные тогда тела Солнечной системы. Появление теории Коперника вызвало немалые споры как среди ученых, так и в обществе. Для наглядной демонстрации новых космологических принципов начали строиться механические приборы иного типа: они изображали движение планет по орбитам вокруг неподвижного Солнца так, как это видно стороннему наблюдателю. Обычно в этих моделях соблюдались только относительные размеры орбит, но самые передовые с высокой точностью демонстрировали взаимное движение планет и даже их спутников. Одним из первых был механический планетарий Христиана Гюйгенса, построенный в Нидерландах в 1682 г. В Дании подобную конструкцию создал Олаф Ремер. В Англии сложный механический планетарий был построен около 1712 г. Джоном Роули для Чарлза Бойли, четвертого графа Оррери (Orrery); он то и назвал орариями все последующие подобные устройства. В России действующие механические модели Солнечной системы называют коперниканскими планетариями. Еще недавно их можно было увидеть на демонстрационных площадках крупных планетариев - Волгоградского, Московского. Но сейчас, насколько мне известно, ни один из них не действует. Проекционный птолемеевский планетарий Считается, что основная заслуга создания проекционного планетария принадлежит Оскару фон Миллеру (1855-1934), основателю и первому президенту Немецкого музея в Мюнхене (Германия). Развивая общую концепцию просветительской экспозиции, он решил сконструировать учебные пособия для демонстрации важнейших научных теорий. В том числе он хотел показать, как гелиоцентрическая теория Коперника объясняет видимое геоцентрическое движение небесных тел. Он понимал, что для наглядности и полноты эффекта коперниканской модели мира недостаточно: необходимо вернуться к геоцентрической, “птолемеевской” картине Вселенной. В 1913 г. фон Миллер на оптическом предприятии Карла Цейса в Йене обсуждал возможность создания полого небесного глобуса диаметром 4.5 м, подобного аппаратам Олеария и Атвуда, но снабженного по предложению гейдельбергского астронома Максимильяна Вольфа (1863-1932) электрическими лампами для имитации звезд и движущимися моделями планет. Однако этот проект был прерван первой мировой войной. В 1919 г. инженер Вальтер Бауэрсфельд (1870-1959) нашел совершенно новое решение проблемы. Он предложил заменить вращающуюся сферу неподвижной полусферой, используя ее внутреннюю белую поверхность как экран для множества небольших проекторов, расположенных в центре. 21 октября 1923 г. в Мюнхене публике был представлен проектор “Модель-I”, сразу же прозванный “чудом из Йены”. Точечная лампа накаливания помещалась в центре звездного проектора. На его сферической поверхности диаметром 0.5 м размещался 31 объектив, в фокусе каждого из которых имелась металлическая пластинка с отверстиями; их относительное положение и размер соответствовали положению и яркости звезд, видимых невооруженным глазом на данном участке неба. В целом картина представляла вид всего звездного неба за исключением небольшой области вблизи южного полюса мира, занятой узлом крепления проектора. Вращаясь вокруг полярной оси, проектор демонстрировал суточное движение неба. Отдельная ось позволяла моделировать явление прецессии, представляющее колебание земной оси с периодом 26 тыс. лет и приводящее к смещению полярных звезд и точек равноденствия и солнцестояния. Чтобы правильно воспроизвести относительные скорости Солнца, Луны и планет так, как они наблюдаются с Земли, для каждого из этих светил использовался двойной оптический проектор, перемещаемый системой шестеренок. При этом точно имитировалось попятное движение планет, фазы Луны и прочие видимые невооруженным глазом небесные явления. Однако первый проекционный планетарий не мог показать эффект изменения широты места наблюдения. Чтобы исправить этот недостаток, инженер Вальтер Филлигер (1872-1938) разделил шар звездного проектора на два полушария: одно для северных звезд, другое - для южных. Он также сократил наполовину устройства для проекции планет и разместил их между разделенными полусферами. Получившаяся “Модель-II” планетария Цейса (1926) стала универсальным учебным прибором. До второй мировой войны около двух дюжин таких планетариев было установлено в Европе и пять в США. Открытый в 1929 г. Московский планетарий стал тринадцатым в мире. Десять его предшественников находились в Германии, один - в Вене и еще один в Риме. Между прочим, Нью-Йоркский планетарий открылся лишь в 1935 г. Научный центр в Эдмонтоне (Канада). Планетарий и кинотеатр. Расцвет планетариев Высокая цена цейсовской “Модели-II” (около 75 тыс. долл. США в 1930 г.) сильно препятствовала ее распространению в мире. В 1947 г. Арманд Спитц (1904-1971), лектор и руководитель планетария Фельц в Филадельфии, предложил упрощенную конструкцию дырочного проектора, что снизило цену аппарата до 500 долл. и расширило круг покупателей (школы, университеты, музеи). Прибор Спитца, напоминавший “Модель-I” Цейса, представлял собой додекаэдр, в 12 гранях которого имелись отверстия для проекции нескольких сотен ярчайших звезд. За 10 лет было продано около 100 проекторов Спитца. Возможно, планетарии так бы и остались экзотической диковинкой богатых колледжей и музеев, если бы не рождение космонавтики. Запуск в Советском Союзе 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли, как утверждает американская Энциклопедия Коллиера, “вызвал национальный кризис самоуверенности, с которого началась коренная перестройка американского образования в области естественных наук и математики. Эта очевидная угроза национальной безопасности наконец переломила длительное сопротивление федеральной поддержке образования” (Collier’s Encyclopedia Britanica // Йенское обозрение. 1984. №3). В частности, принятый в 1958 г. “Акт о национальной защите образования” способствовал широкому использованию федеральных средств и открыл замечательную эпоху в строительстве планетариев. Спитц стремился к применению планетария в разнообразных образовательных целях, знакомил с ним широкие массы населения. Предприятие Спитца выпустило новый, более сложный проектор, ставший самым массовым аппаратом планетариев в мире. Последовавшие за этим экспедиции к Луне подняли астрономию и космическое образование на новый уровень популярности. К 1970 г. в Северной Америке функционировало более 500 планетариев различного типа. Совершенно закономерно в начале 80-х годов аппарат планетариев стал превращаться из оптико-механического в оптико-электронное устройство. Корпорация “Эванс и Сазерленд” в Солт-Лейк-Сити (штат Юта) первой создала планетарий “Диджистар”, не имеющий движущихся частей. Микрокомпьютер VAX с помощью графического процессора отображает данные о 6800 звездах на телевизионной трубке высокой яркости, с которой изображения звезд объективом “рыбий глаз” проецируются на купол. Поскольку все характеристики звезд задаются численно, “Диджистар” позволяет зрителям “покинуть Землю” и рассматривать звездное небо с точки зрения наших соседей, удаленных до 650 световых лет от Солнца. Ускоряя бег времени, можно увидеть перемещение звезд за счет их собственного движения. Разумеется, “Диджистар” демонстрирует и все стандартные эффекты, доступные его предшественникам. Первый такой аппарат был установлен в Универсальном планетарии г. Ричмонда (штат Вирджиния) в 1983 г., а к середине 90-х еще несколько десятков проекторов “Диджистар” обрели хозяев в США. Классический “Большой Цейс” - модель “ZGP Cosmorama”. На куполе диаметром до 25 м он изображает более 9 тыс. звезд (до 6.6 звездной величины), планеты, их спутники, детали Млечного Пути и туманности, закатные явления, кометы, искусственные спутники Земли, линии основных координатных систем и другие зрелищные явления. Не остановилось и развитие “гантелеобразного” планетария Цейса: модели 1967-1984 гг. “Spacemaster”, “Skymaster” и “Cosmorama” обеспечивают проекцию на купола диаметром от 6 до 25 м, электронную запись лекций и видеопрограмм, множество спецэффектов. Последние классические модели имели 5 м в высоту и весили до 2 т. В начале 90-х их потеснил компактный “Universarium” с богатой электронной начинкой, способной даже получить новые данные через Интернет. Одношаровой оптоволоконный аппарат “Universarium Model-IX” (Carl Zeiss, Jena) демонстрирует небесные явления на куполе диаметром до 30 м для аудитории в 600 человек. Чтобы получить представление о сложности, например, “Большого Цейса”, следует иметь в виду, что в его конструкции объединено более 150 проекторов с телеобъективами, приводимых в движение (группами и поодиночке) семью бесшумными электромоторами. В проекторах используется четыре десятка различных электроламп. В 32 проектора звездного неба вставлены металлические пластинки с отверстиями диаметром от 0.023 до 0.33 мм в зависимости от яркости звезды. Самые яркие звезды изображаются отдельными проекторами с имитацией цвета и атмосферного мерцания. Некоторые переменные звезды, как положено, меняют свой блеск. Демонстрируются Млечный Путь, десятки звездных скоплений и туманностей, вспышки новых звезд, метеоры и кометы, полярные сияния и гало; на звездное небо накладываются фигуры созвездий, придуманные различными народами мира. Специальный проектор воспроизводит параллактическое и аберрационное движение Сириуса, вариообъективы позволяют “приближать” планеты, чтобы рассмотреть их спутники и кольца (причем спутники Юпитера движутся, а кольца Сатурна меняют наклон). Демонстрируются даже зодиакальный свет и противосияние (их видел в природе далеко не каждый астроном). При этом весь аппарат может вращаться вокруг трех осей: полярная обеспечивает суточное движение светил, ось эклиптики позволяет моделировать явление прецессии, а горизонтальная перемещает наблюдателя по географической широте. Проекторы Солнца, Луны и планет имеют дополнительные оси в соответствии с их орбитами. Кроме главного аппарата в зале работают десятки вспомогательных проекторов: слайд- и кинопроекторы, оптический коперниканский планетарий, имитаторы солнечного и лунного затмений; вдоль горизонта демонстрируется панорама ночного города с легко узнаваемыми деталями, панорамы планет (“посадка на Луну”, “высадка на Марс”), сумеречные явления и т.д. Управляемый лазерный луч, телевизионный проектор компьютерных изображений и настоящий квадрофонический звук дополняют картину. Могу сказать по личному опыту зрителя и лектора, что все вместе это оказывает потрясающий эффект и на детей, и на искушенных профессионалов. В конце ХХ в. производство аппаратов планетариев стало серьезным бизнесом для многих оптических компаний. Кроме упомянутых выше хорошо известны аппараты японских фирм “Goto” и “Minolta”, а также итальянский - “Galileo”, американские “Viewlex”, “Farquhar” и др. В СССР, в мастерских Московского планетария в конце 50-х годов был разработан и производился примитивный аппарат УП-1 (“Упрощенный планетарий”), подобный первой модели Спитца. До сих пор этот незамысловатый аппарат (железный шар с дырочками) используется в некоторых малых планетариях. Но ничего близкого к мировому уровню у нас создано не было. Лишь в первые годы перестройки была робкая попытка под патронажем общества “Знание” разработать современный аппарат на основе волоконной оптики. Я был в комиссии по приемке элементарного проектора этого аппарата, демонстрирующего примерно 1/30 часть звездного полушария. Эффект был впечатляющий. Но дальше дело не пошло. Небо ночное и дневное Дневное небо не менее богато разнообразными физическими и атмосферными эффектами. Попытку зафиксировать и показать его феномены впервые предприняли в 1963 г. в Институте исследования пустынь Рено (Университет штата Невада). Геофизик Вендел Морди создал аппарат “Атмосфериум” сначала как исследовательский прибор, способный с помощью объектива “рыбий глаз” зафиксировать на 35-мм пленку изображение неба и затем продемонстрировать его на куполе. Иллюзия пребывания под открытым небом оказалась настолько сильной, что этот метод стали использовать для съемки видеофильмов. Например, одна из таких камер была установлена в грузовом отсеке шаттла и снимала работу астронавтов в открытом космосе. Технология “Атмосфериума” с помощью 70-мм пленки была доведена до коммерческого использования в кинотеатрах фирмы “OMNIMAX”, с потрясающим эффектом которых можно познакомиться во многих зарубежных городах. С появлением персональных компьютеров стало возможным моделировать звездное небо на экране домашнего монитора. В определенном смысле такие мощные программы-планетарии, как у “Red Shift”, “Starry Night”, “The Sky”, умеют теперь гораздо больше, чем настоящий планетарий. Но с их созданием посещаемость “живых” планетариев не уменьшилась, а скорее - наоборот. Прибор для образования, исследования и развлечения В первую очередь планетарий используется для учебных целей. Специфический характер астрономии делает ее нежеланным предметом для преподавания в школе. Поэтому учителя с удовольствием проводят уроки астрономии в планетариях, где есть квалифицированные лекторы, свежий научный материал. В планетариях многие военные специалисты и космонавты обучаются астронавигации. Иногда биологи используют планетарий для изучения способности птиц во время перелетов ориентироваться по звездам. С изготовлением новых аудио-визуальных приборов возможности планетариев расширились. В 70-х годах крупные планетарии при создании школьных и публичных программ стали применять не только живой рассказ, но также музыкальные, дикторские записи и различные спецэффекты. Эта техника помогает зрителю получить более насыщенный визуальный ряд. С появлением компьютеров сеансы становятся все более автоматизированными. К середине 90-х планетарии превратились в мультимедийные театры, которые развлекают и обучают своих посетителей. Привлекают публику и лазерные шоу. Планетарий становится все более универсальным: плоский пол заменили амфитеатром, полусферический экран наклонили вперед. Теперь этот синтетический объем может использоваться как университетская аудитория, сверхширокоэкранный кинозал, конференц-зал и, конечно, как Звездный дом. Бурный рост наблюдался в 1965-1977 гг., когда ежегодно в разных уголках мира открывалось по 60-90 планетариев. По данным Международного союза планетариев в 1990 г. во всем мире их было около 1750, из которых 982 в США и около 300 в Японии. Статистика В конце 80-х, незадолго до распада СССР, в системе Всесоюзного общества “Знание” работало 34 планетария (из них 14 - в РСФСР) в следующих городах: Арзамас, Барнаул, Батуми, Бельцы, Вильнюс, Волгоград, Гомель, Горький, Днепропетровск, Донецк, Ереван, Иркутск, Йошкар-Ола, Киев, Киров, Кишинев, Кострома, Ленинабад, Ленинград, Лида, Луцк, Минск, Москва, Одесса, Оренбург, Рига, Саратов, Трускавец, Харьков, Херсон, Челябинск, Черкассы, Черновцы, Ярославль. Волгоград. Планетарий. Первые пять имеют аппараты “Большой Цейс”, в Харькове “Средний Цейс”, в остальных - маленькие аппараты. Полный штат сотрудников составлял около 450 человек, из них 65 лекторов. В год через эти планетарии проходило 3.7 млн зрителей. Кроме того, 26 планетариев находилось под началом Министерства культуры РСФСР в городах: Астрахань, Брянск, Владимир, Воронеж, Казань, Калуга, Кемерово, Курган, Курск, Новокузнецк, Новороссийск, Новосибирск, Новочеркасск, Орджоникидзе, Пенза, Пермь, Псков, Пятигорск, Ростов, Смоленск, Ставрополь, Таганрог, Тамбов, Томск, Уфа, Хабаровск. Как правило, они были калибром помельче. Не берусь сказать, сколько из них сейчас функционирует. Но, возможно, не все так плохо: в ноябре 1999 г. в Брянске открылся реконструированный планетарий. Еще два-три десятка планетариев имелось при республиканских министерствах культуры (Баку, Душанбе, Тбилиси), университетах, Дворцах пионеров, штурманских училищах, Звездном городке и т.п. Таким образом, на территории СССР в 80-е годы работало 80-90 планетариев, которые ежегодно посещало около 6 млн человек. Поскольку это число превышает годовую рождаемость в СССР тех лет, то можно сказать, что в среднем каждый школьник страны хоть раз побывал в планетарии (Сурдин В.Г. Пропаганда знаний о Вселенной. М., 1987). В начале статьи я сравнивал планетарии и церкви в аспекте архитектуры. Эта аналогия возникла не случайно: в нашей стране их судьбы - кто бы мог подумать - переплелись весьма тесно. Утилитарное значение планетариев - помощь в астрономическом образовании и в популяризации космических исследований - никогда бы не сделало их объектом внимания чиновников. Но в 60-70-е годы, когда СССР и другие сверхдержавы возложили на космонавтику идеологическую задачу, планетарии оказались востребованы и стали рождаться как грибы во многих столицах союзных республик и областных центрах. Однако строить отдельное, да еще нетиповое здание для планетария хлопотно; и тогда под них стали отдавать здания церквей, благо - там всегда есть большой зал с круглым куполом. Помню, был тогда планетарий даже в бывшем здании мечети. Московский планетарий Зажатый высотными зданиями в центре столицы, Московский планетарий внешне не производит сильного впечатления; куда ему до дворца-планетария в Волгограде! Но в техническом и методическом отношениях именно он всегда был лидером. В этом заслуга столичных астрономов. Сотрудники планетария гордятся тем, что даже во время войны он не прекращал работу: уходящим на фронт бойцам читали лекции “Астрономия на войне”, “Астрономия для разведчика”. Первые космонавты, начиная с Ю.А.Гагарина, изучали здесь звездное небо, пока в Центре подготовки космонавтов не появился свой собственный планетарий. Читали лекции академики: В.А.Амбарцумян, В.А.Котельников, А.А.Михайлов, Б.Н.Петров, О.Ю.Шмидт и др. О своих замечательных путешествиях вспоминали И.Д.Папанин и Э.Т.Кренкель, знаменитый исследователь Тунгусского метеорита Л.А.Кулик, Тур Хейердал и Жак Майоль (Комаров В.Н. Под искусственным небом (к 60-летию Московского планетария) // Земля и Вселенная. 1989. №6. С.61-64). Московский планетарий до ... С 1934 г. в Московском планетарии работали астрономические кружки, выпустившие в науку известных ныне специалистов. С 1947 г. проводилась ежегодная астрономическая олимпиада для школьников - в течение нескольких десятилетий единственная не только в нашей стране, но и в мире. В 90-е годы из нее выросли Всероссийская и Международная. До сих пор собрание задач Московской олимпиады считается уникальным. К 800-летию Москвы при планетарии открыли первую в мире астрономическую площадку, где разместились многочисленные экспонаты - оригинальные приборы, модели и макеты, хороший 5-дюймовый рефрактор в башне. Астроплощадка пользовалась большой популярностью у москвичей. В мастерских Московского планетария создавались новые приборы и модели, изготавливались слайды; его лекторами были самые квалифицированные специалисты в стране. В 80-е годы развитие Московского планетария, к сожалению, затормозилось. Техника морально устарела. Хорошая обсерватория так и не была создана: прекрасные телескопы пылились на складе. В середине 80-х планетарий вывели из непосредственного подчинения Всесоюзному обществу “Знание” и передали Московской городской организации этого общества, из недр которой был назначен новый директор; впервые им стал человек без астрономического образования. В 1994 г. по его инициативе было создано АОЗТ “Московский планетарий”, учредителями которого стали на 30% коллектив планетария, на 20% - МГО общества “Знание” и на 50% - АОЗТ “Компания Твинз”, специализирующаяся в сфере шоу-бизнеса (конкурсы красавиц, балы и т.п.). По сути дела “Компания Твинз” стала хозяином планетария, хотя неясно, в чем заключался ее вклад в уставной капитал (Вестник Ассоциации планетариев России и Украины. 1999. №1). Итак, эпоха приватизации окончательно погубила планетарий: большая территория в центре Москвы стала соблазнительной и легкой добычей для новых дельцов. Правда, в 1990 г. открылась обсерватория с почти уже сгнившим цейсовским рефрактором (диаметр объектива 30 см, фокус 4.5 м). Уникальное здание самого планетария внутри основательно разрушено. Имя нынешнего директора Московского планетария - Игорь Микитасов - не известно астрономам, но говорит о многом знатокам шоу-бизнеса. Его профессиональная хватка пока проявилась в создании симпатичной странички в Интернете и… распродаже звезд населению (Сурдин В.Г. Пропуск на небеса // Природа. 1997. №12. С.3-9). Журналисты с увлечением пишут о планах Микитасова: поднять здание планетария на два этажа, в три-четыре раза увеличив его площадь, приобрести сверхмощный телескоп (спрашивается, зачем?), соорудить под землей автостоянку и - как апофеоз - протянуть от планетария до метро “Баррикадная” подвесной стеклянный коридор с движущимся тротуаром. Вам все ясно? 5 ноября 1999 г. Московскому планетарию исполнилось 70 лет. К сожалению, свою просветительскую работу он фактически прекратил пять лет назад. Обеспокоенные его будущим, к мэру Москвы Ю.М.Лужкову обращались участники Всероссийского съезда учителей астрономии, Международного симпозиума по истории авиации и космонавтики, Ассоциация планетариев России, Астрономическое общество, президент Международного общества планетариев и многие другие. Но результата нет. Очень бы не хотелось, чтобы наш любимый Звездный дом навсегда остался виртуальной реальностью.

JB: Финансовые претензии к ОАО «Московский планетарий» будут рассмотрены на заседании Арбитражного суда 12 февраля 2008 года, сообщил заместитель руководителя департамента имущества столицы Игорь Игнатов. «Нам стало известно, что в отношении ОАО «Московский планетарий» есть финансовые требования третьей стороны. Некая организация около полутора месяца назад обратилась в суд о запуске процедуры банкротства акционерного общества», - рассказал И.Игнатов. Он уточнил, что речь идет о задолженности в размере 8 млн рублей, которая в результате была «выкуплена городом». «В настоящее время городу принадлежит 61% акций ОАО «Московский планетарий», а 39% - генеральному директору общества Игорю Микитасову», - сообщил И.Игнатов. «Город вовремя вмешался в эту ситуацию, - продолжил замруководителя департамента. - На заседании суда будет решено, состоится ли переход из стадии наблюдения в стадию внешнего управления». И.Игнатов заявил, что департамент имущества уже предложил кандидатуру внешнего управляющего. «Сейчас перед нами стоит вопрос объема долгов АО. Если ситуация будет критической, мы готовы их выкупить», - подчеркнул он. И.Игнатов рассказал, что с момента начала реконструкции московского планетария в 1999 году выполнено около 80% работ. «Город вложил в этот объект около 1 млрд 305 млн рублей, тогда как генеральный директор Микитасов только 86,5 млн», - сказал он. И.Игнатов добавил, что решение о дальнейшем финансировании реконструкции планетария будет принято по итогам заседания суда и уточнения объема возможных финансовых претензий к акционерному обществу. Источник Вот такие дела, товарищи!

Vladimir_K: Одно расстройство...


JB: Вот нашла очередное интервью по поводу планетарских дел: Радио "Свобода" В Московском планетарии может быть введено внешнее управление Программу ведет Арслан Саидов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева. Арслан Саидов: В Московском планетарии может быть введено внешнее управление, заявил журналистам заместитель руководителя Департамента имущества столицы Игорь Игнатов. Причина - долг планетария перед подрядчиками, которые занимаются реконструкцией здания. Ремонтные работы ведутся за счет средств из двух источников - бюджета Москвы и ОАО «Московский планетарий». По словам Игнатова, город прекратил дальнейшее финансирование потому, что «обязательства партнеров в рамкам реконструкции не выполняются». Генеральный директор планетария Игорь Микитасов заявляет, что здание Планетария хотят забрать у акционеров, чтобы распорядится им в соответствии с городскими бизнес-интересами, убежден Микитасов. Ольга Вахоничева: Реконструкция Московского планетария приостановлена, уже почти полтора года строительные работы здесь не ведутся. Долг учреждения перед подрядчиком составляет 8 миллионов рублей. По словам генерального директора Планетария Игоря Микитасова, правительство Москвы, за счет средств которого шла реконструкция, неожиданно приостановило финансирование, и один из подрядчиков обратился с иском в суд. По мнению Микитасова, власти разыграли такую комбинацию неслучайно. Игорь Микитасов: Здесь странно и возмутительно поведение правительства Москвы, которое было своевременно введено в курс дела о том, что такая задолженность существует, этому подрядчику нужно заплатить. Правительство Москвы вместо того, чтобы заплатить этому подрядчику, оно выкупило у него долги и теперь само банкротит общество. Ольга Вахоничева: А с какой целью оно это делает? Игорь Микитасов: Вы знаете, последние полтора года уже очень активно идет процесс выжимания частных акционеров из Планетария, есть идея-фикс, чтобы Планетарий целиком принадлежал городу. Год назад договорились, наконец, что правительство выкупит акции частных акционеров, и уже было подготовлено постановление правительства, и согласована цена, но реализовано это не было. Потому что такие вот дельцы, которые в хороших взаимоотношения находятся с правительством Москвы, решили использовать эту ситуацию: не выкупать акции, а просто отобрать через процедуру банкротства. Ольга Вахоничева: «Москва ни в коем случае не даст обанкротить Московский планетарий», - в интервью РИА «Новости» завил заместитель руководителя Департамента имущества Москвы Игорь Игнатов. Город уже пытался выкупить акции Микитасова, однако стороны не достигли соглашения, говорит Игнатов. Как считают в администрации, если Московский планетарий перейдет под полный контроль столичных властей, то его реконструкция завершиться уже в этом году. У Игоря Микитасова куда более драматичный сценарий. Игорь Микитасов: Вот абсолютно все равно, чья собственность будет на этот объект, но он должен остаться планетарием. Но если сейчас вот этот процесс такого рейдерского захвата будет реализован до конца, соответственно, имущество пойдет с молотка, возможно, он будет профилирован, потому что будет уже неинтересен как планетарий. Соответственно, я думаю, что где-то в другом месте будут строить другой Планетарий, а этот комплекс в 15 тысяч квадратных метров на Садовом кольце могут использовать как развлекательный комплекс или казино. Это, конечно, кошмарные прогнозы я вам рассказал, не дай бог, но, тем не менее, такие слухи активно муссируются. Потому что была заблокирована реконструкция именно с той целью, чтобы попытаться этот объект перевести из московской собственности в частное владение, а потом уже распорядиться им в соответствии с бизнес-интересами, которые сейчас существуют в городе. Ольга Вахоничева: В настоящее время реконструкция Планетария выполнена на 80 процентов. Памятник архитектуры был закрыт для посещения в 1994 году. По идее авторов проекта реконструкции, архитекторов Александра Анисимова и Ольги Семеновой, теперь здание стало доминантой в исторической части города. Рассказывает Ольга Семенова. Ольга Семенова: Возникла идея поднять это здание на домкратах на 6 метров относительно уровня земли. Потому что со временем образ города уже изменился, градостроительный, выросли дома. Планетарий всегда был виден и с Садового кольца, а со временем выросли высокие дома - и здание не стало видно. И когда его подняли на 6 метров, тем самым Планетарий в градостроительной среде приобрел свое первоначальное значение. У нас это уже получился не только Планетарий, но и большой культурно-просветительный центр. То есть провести в Планетарии можно целый день. Ольга Вахоничева: Астрономическая площадка, демонстрационные аппараты, солнечные часы, маятник Фуко, современная оптика. Этот уникальный объект не может быть перепрофилирован ни в коем случае, убеждена Ольга Семенова. Ольга Семенова: Это историческое место именно для Планетария. Здесь все создано для Планетария, здесь ничто другое быть просто не может. Это было построено первоначально здание для Планетария, это является памятником архитектуры. Мы хотим все, чтобы скорее эта реконструкция была завершена и чтобы Планетарий наконец-то открылся здесь, у нас, на Садово-Кудринской, 5. Ольга Вахоничева: Сейчас имущество Акционерного общества арестовано, в Московском планетарии может быть введена процедура внешнего наблюдения и назначен временный управляющий. Пока же юридически генеральным директором остается Игорь Микитасов. Игорь Микитасов: Мне всячески перекрывают кислород, поскольку пока я у должности, я позволяю, по крайней мере, себе выплачивать зарплату людям, сотрудникам, оплачивать счета Планетария за электричество, тепло, воду. Потому что московское правительство это не делает уже полтора года. Мне все приходится тащить на своих плечах. Я считаю, что в этом году при любом раскладе Планетарий ввести в полном объеме не получится, потому что вот эта возня, она, я думаю, займет очень много времени. Ольга Вахоничева: Руководство Планетария обратилось к президенту России в надежде, что он поможет отстоять культурно-образовательный центр и присвоит ему статус федерального объекта.

Бо313: и чёрт его знает кому верить. И одна сторона права и другая. По идее градсовет Москвы не должен допустить перепрофилировку этого здания, так как это памятка архитектуры. А с другой стороны, большие деньги решают большие проблемы но будем оптимистами.. может Путин поможет.

JB: Да уж, пошда темная полоса :( Вот еще одна статья. Вечерняя Москва Вокруг знаментого планетария кипят нешуточные страсти У меня есть повод для законной гордости: я стала первым посетителем звездного зала Московского планетария за последние 13 лет. C другой стороны, особенно умиляться нечему: вместо парада небесных светил тут теперь можно наблюдать натуральные звездные войны. Планетарий теперь – это 15 тысяч квадратных метров площадей (до реконструкции было 2,5 тысячи) и гектар земли на Садовом кольце, об этом мне поведали сотрудники, чудом сохранившиеся в этих стенах с начала 90-х. – О том, что нас хотят объявить банкротом, сами мы узнали из газет, – начальник технического отдела планетария по имени Андрей ведет меня в фойе. В полутьме узнается касса и раздевалки, заваленные со всех сторон досками и прочим строительным хламом. Андрей, как и его коллеги, до последнего надеялся, что к августу 2008 года планетарий начнет принимать посетителей. Еще он рассказал, что из 40 работников, которые числились в штате учреждения в 94-м году, их осталось восемь. Что живут они во многом за счет лекций – больше не на что. Шансов, что знаменитый некогда столичный планетарий откроется хотя бы в этом году, почти нет. Против него начата процедура банкротства, а это дело долгое. Суд, назначенный на 12 февраля, не состоялся. Следующее слушание пока назначено на 27 февраля. Директор планетария Игорь МИКИТАСОВ, который представляет частных акционеров ОАО «Московский планетарий», сейчас очень любит во всех бедах общества обвинять городские власти. «Я считаю, что действия Департамента имущества (Правительства Москвы. – Авт.) являются частью кампании по преднамеренному банкротству крупнейшего планетария Европы. Цель – перепрофилировать здание и земельный участок в центре города. Для того чтобы просто контролировать планетарий, у столичного правительства и так имеется 61 процент акций». Однако при этом есть слова, а есть факты. Как стало известно «Вечерке», Москва вложила в реконструкцию комплекса 1,305 миллиарда рублей. «Сторона» Игоря Микитасова – всего 86,5 миллиона рублей. Как-то не очень справедливо выглядит… Микитасов утверждает, что частные акционеры пытались продать свой пакет акций правительству города. «Было подготовлено соответствующее постановление, которое по непонятным причинам так и не было подписано». Цена предложения не прозвучала, но после недолгих поисков корреспонденту «Вечерки» удалось найти в Интернете предложение о продаже 39% акций ОАО «Московский планетарий» (пакет Микитасова) за 450 млн.рублей, датированное серединой прошлого года. По официальному заявлению Департамента имущества, правительство само предлагало Микитасову выкупить его акции. Директор ответил отказом... В сентябре 2007 года первый заместитель мэра столицы Владимир РЕСИН говорил, что отделочные работы в Московском планетарии завершены на 80% и что он будет открыт для посетителей уже в 2008 году. Однако очень похоже, что этому прогнозу сбыться не суждено – время идет, а страсти только накаляются. Вот только школьникам до них нет никакого дела. Уже успели начать обучение и закончить школу ребята, никогда не видевшие роскошного парада звезд в центре Москвы. Может, хоть их младшим братьям и сестрам больше повезет? С другой стороны, вон уже и астрономию из школьной программы убрали… Справка ВМ: В 1994 году планетарий закрыли на реконструкцию, которая началась только в 2002 году. Ее проводило ОАО «Московский планетарий», акционерами которого является правительство Москвы и частные лица. Интересы последних представляет директор «звездного дома» Игорь Микитасов. По замыслу, на территории планетария должны были появиться музей космоса площадью 775 квадратных метров, научный и учебный центры, зал космических аттракционов ShowScan, школьное кафе. Кроме того, на крыше комплекса планировалось разместить новую астрономическую площадку с солнечными часами и выносными оптическими аппаратами.

JB: "Сбылась мечта босоногого детства: наконец-то я иду в планетарий! Тот самый, на Садово-Кудринской, 5. Самый лучший, Московский, о котором так красочно рассказывал отец. Контролерша у входа приветливо улыбается мне, переступаю порог и попадаю из грязной, слякотной Москвы в вечность мироздания. То ли во сне, то ли наяву. Трансляция фантастических закатов Огромный зал внутри яйцевидного здания-купола. Медленно гаснет свет, посетители притихли: на ночном небе загораются созвездия, проносятся хвостатые кометы, перемигиваются "габаритами" спутники. А это что?! На небе-потолке восходит самое настоящее солнце. И освещает все вокруг - удивительное и загадочное... Грех не заглянуть в комнату, где жил Архимед, изобретатель первого в мире планетария. Приземистый столик, амфоры. На стене - карта ойкумены (мира, каким его представляли себе в древности). В центре - "сфера" Архимеда, прабабушка современного глобуса. Прямо по курсу - уникальный телескоп 1822 года, ветеран крымских войн! А вот и "сигара" гагаринской ракеты "Восток". И здоровенное южное полушарие Луны над головой: оно так искусно вмонтировано в потолок, что можно различить кратеры... Вдоволь полюбовавшись на хрестоматийные кольца Сатурна, поднимаюсь на крышу планетария - здесь расположилась астрономическая площадка. Аккуратные зеленые газоны, две обсерватории. Из большой можно посмотреть на звезды через мощный телескоп - сейчас к нему прилепилась экскурсия из детского сада. В малой работает телескоп-робот, который транслирует закат солнца на экраны планетария "в прямом эфире". Рядом - макеты пирамиды Хеопса, знаменитой обсерватории Стоунхендж, ракет, космических кораблей... Но, засмотревшись на зловещий вихрь торнадо, возникший на стенде интерактивной галереи, я вдруг получаю увесистый шлепок штукатурки, упавшей с потолка." Известия науки Печально...

JB: Московский планетарий был бы не тот без знаменитого яйцевидного купола. Он пережил полную замену покрытия в 60-е годы и ремонт в 70-е. Досталось ему и в этот раз. "Купол был основательно поврежден, - поясняет главный архитектор проекта реконструкции Александр Анисимов. - Пострадали обрешетка, подкладки. А вот железобетонная часть оставалась прочной, поэтому ее сохранили, усилив полимерными составами. Потребовалось установить новые направляющие, уложить другой утеплитель, сделать свежую обрешетку. И, наконец, определились с кровельным материалом для внешнего завершающего покрытия. Перепробовали очень много, но выбрали высококачественный немецкий материал - практически чистый цинк с благородным отблеском и гарантией на сто лет". Планетарий фактически готов к звездному "шоу". Проекционный сферический купол натянут, осталось установить кресла, уложить ковровое покрытие, облицевать акустическими панелями стены и расчехлить проектор "Планетарий-4", изготовленный в 1977 году в ГДР по спецзаказу. Дополнительно в обновленном планетарии планируют поставить более совершенную модель Universarium IX фирмы Carl Zeiss. Ее работа будет дополнена лазерным видеопроектором и системой демонстрации компьютерной графики. Технический апгрейд позволит применять при показах различные цифровые эффекты, например, представить, как наяву, полет на Луну или пребывание на Марсе. И все бы замечательно, да вот только совершенно непонятно, когда все это можно увидеть. Судьба планетария должна решиться со дня на день. Над легендарным куполом нависла угроза банкротства. А это означает полную распродажу имущества, смену руководства и перепрофилирование объекта. Рассмотрение заявления о банкротстве назначено Арбитражным судом Москвы на 25 марта. Опытные люди говорят, что все к тому и шло...

Vladimir_K: JB пишет: расчехлить проектор "Планетарий-4", изготовленный в 1977 году в ГДР по спецзаказу. Дополнительно в обновленном планетарии планируют поставить более совершенную модель Universarium IX фирмы Carl Zeiss. Два аппарата в одном зале? Или после первого сменить его вторым? :) JB пишет: И все бы замечательно, да вот только совершенно непонятно, когда все это можно увидеть. Судьба планетария должна решиться со дня на день. Над легендарным куполом нависла угроза банкротства. А это означает полную распродажу имущества, смену руководства и перепрофилирование объекта. Рассмотрение заявления о банкротстве назначено Арбитражным судом Москвы на 25 марта. Опытные люди говорят, что все к тому и шло... Печально, нечего сказать...

JB: Новый поворот в процедуре банкротства Московского планетария. В понедельник арбитражный суд удовлетворил требования московских властей о признании инвестиций в планетарий в качестве долга. Речь идет о сумме в один миллиард 700 миллионов рублей. Сейчас эти деньги признаны долгом планетария столичному правительству. Также на заседании суда были представлены отчеты о проведении двух параллельных собраний акционеров - мажоритарных и миноритарных. По итогам собрания держателей крупных пакетов акций принято решение об отстранении от должности директора планетария и введении внешнего управления. Напоминаем, что итогом масштабной, дорогостоящей 13-летней реконструкции московского планетария - самого большого планетария Европы может стать банкротство. Открыть планетарий после реконструкции должны были еще четыре года назад. Однако недавно было объявлено, что деньги на реконструкцию закончились, более того, за планетарием числится долг в размере 9 миллионов рублей. А для завершения реконструкции нужны сотни миллионов. Директор планетария Игорь Микитасов склонен видеть в ситуации, сложившейся вокруг планетария, все признаки преднамеренного банкротства и рейдерского захвата.

JB: Московский планетарий сегодня подвергся захвату. Как сообщил директор научного учреждения Игорь Микитасов, 15 вооруженных людей выломали ворота, вытеснили охранников и забаррикадировали вход в здание. Сотрудники милиции в происходящее не вмешивались под предлогом того, что это спор хозяйствующих субъектов. По словам Микитасова, захват планетария связан с попыткой московского правительства осуществить преднамеренное банкротство организации.

Vladimir_K: Какой кошмар. Слов нет для выражения моих впечатлений от этого беспредела. Не понимают люди что творят.

JB: "Шо-то тврится в нашей деревне..." (с) Что же произошло У московского планетария по решению собрания акционеров поменялась управляющая компания. «Никакого силового захвата не было, - рассказывает пресс-секретарь Департамента имущества Москвы Наталья Быкова. - Да и кого захватывать?! Прежний директор на рабочем месте бывал мало, всё больше за границей находился. Из других служащих в момент нашего появления на территории оказалось всего несколько человек. Слухи о вооружённых людях распространило бывшее руководство, которое фактически довело планетарий до банкротства». Но это, как нетрудно догадаться, - верхушка айсберга. Смене руководства предшествовали и другие события. Например, два месяца назад правительство Москвы, владеющее 61% акций, прекратило финансирование реконструкции, мотивируя это тем, что обязательства партнёров (в том числе бывшего гендиректора Игоря Микитасова), которым принадлежит 39% акций, в рамках работ выполнялись не полностью. «Мы прекратили выделение средств, когда узнали, что у планетария перед подрядчиком образовалась задолженность в размере 9 млн. руб.», - объясняет зам. руководителя Департамента имущества Игорь Игнатов. А московское правительство попутно обратилось в Арбитражный суд с просьбой признать требования на инвестированную в реконструкцию сумму 1,7 млрд. руб. Стоит вспомнить, что у столичных властей не складывались отношения и с другими бывшими владельцами планетария. Он закрылся на реконструкцию в 1994 г. с чётким намерением вновь начать работу не позже чем через год. Осуществить задуманное не позволили обстоятельства: по результатам приватизации он оказался частной собственностью, что стало причиной долгих судебных разбирательств. И пока они не закончились, разрешение на проведение ремонтных работ столичные власти не давали. Это не помешало зданию, построенному в 1929 г., превратиться в архитектурный памятник и стать местом продажи… унитазов. Но в 1999 г. контрольный пакет акций отошёл в пользу города и о реконструкции заговорили снова. Прежний гендиректор рассчитывал открыть планетарий к 75-летию. Но из-за проблем с финансированием сроки всё время отодвигались. Кстати, оно всегда лежало на плечах городского бюджета. Город несвоевременно производил выплаты, строители задерживали работы. «Почему нельзя было раньше проверить, как тратятся деньги? - продолжает Наталья Быкова. - Мы до прошлой недели не имели доступа к бухгалтерским книгам. Никто перед нами не отчитывался о расходовании средств. Теперь этим занимается контрольно-ревизионное управление. Оно и скажет, куда делись деньги». И что дальше После реконструкции планетарий должен был превратиться в заведение, работающее почти круглосуточно: с 9 утра до полуночи. Наряду с академическими программами по астрономии предусматривались и развлекательные. Чтобы всё это поместилось в небольшом в общем-то здании, архитекторы придумали приподнять его на 6 метров. Так появилась возможность организовать четыре дополнительных этажа. В настоящее время работы выполнены на 80%, но процесс банкротства планетария затянется до осени. До этого момента реконструкцию возобновлять никто не будет. Так что в каком виде и когда планетарий заработает вновь, можно предсказывать разве что по звёздам. Кстати, уже выросло целое поколение москвичей, которое не ходило в планетарий. Остаётся надеяться, что ещё одному поколению это не грозит. P. S. Разобраться в споре хозяйствующих субъектов может только объективный суд. Удивительно другое: московское правительство, которое всё чётко контролирует на территории города, не смогло за 9 лет справиться с одной стройкой. Может, просто кто-то вводил в заблуждение мэра и решал свои задачи?..

Саша космололок: аа можно узнать телефон московской планеторие?

JB: Телефон есть на сайте, сайт вроде уже не вирусный. А тем временем: Из московского планетария сделают казино В здании Московского планетария, закрытого на реконструкцию более 13 лет назад, будет оборудовано крупнейшее в России казино, сообщает "Московский комсомолец" со ссылкой на источник в мэрии Москвы. Такое решение московские власти приняли для того, чтобы окупить вложенные в реконструкцию бюджетные средства. Перепланировка здание и его подъем на высоту шесть метров позволили увеличить полезную площадь внутренних помещений с трех до четырнадцати тысяч квадратных метров. В обновленном планетарии появится игровой зал, несколько ресторанов и ночной клуб. В игорном зале разместится около 400 игровых автоматов, 20 покерных столов и 27 столов для блэк-джека. Для гостей игорного заведения будет создана четырехэтажная подземная стоянка. Три тысячи квадратных метров нового развлекательного центра будут отданы под образовательные программы. В отдельном помещении школьники смогут послушать лекции об устройстве Вселенной. Кроме того, для них будет открыто детское кафе. Абсолютный сумбур. Дети в казино будут слушать об устройстве Вселенной, закусывая в кафе... Куда катится мир...

JB: Как заявил зам.мэра столицы Владимир Силкин, Московский планетарий будет достроен и после восстановления сохранит свой профиль. По его словам, есть проблема, которая заключается в том, что предыдущий гендиректор Микитасов вывез фактически всю документацию на строительство, и исчезла вся научная часть. В течение ближайшего месяца будет подготовлено техническое заключение о состоянии здания планетария, добавил Силкин. По словам заммэра, правительство Москвы никогда не планировало размещать в здании планетария развлекательный центр, тем более – казино. Публикации на эту тему в ряде СМИ – первоапрельская шутка. О сроках восстановления планетария точно можно будет говорить через месяц, после завершения технической экспертизы, уточнил Силкин.

Бо313: А через месяц они заявят, что появились очередные сложности, надо разбираться и т.д. Хорошо если лет через пять заработает.

JB: Хорошо, если он таки при этом останется планетарием...

JB: 13.05.2008 Арбитражный суд Москвы на заседании во вторник признал банкротом ОАО «Московский планетарий». Конкурсным управляющим суд назначил Алексея Тарасова. Общая кредиторская задолженность компании составляет 1,7 млрд руб. В результате проведения финансового анализа компании было выявлено, что она является неплатежеспособной. 30 апреля первое собрание кредиторов проголосовало за подачу ходатайства о признании компании банкротом. У компании три кредитора – Инспекция ФНС N3, Департамент имущества Москвы и ООО «Энергомашконсалтинг». Заявление о банкротстве ОАО «Московский планетарий» было подано осенью 2007 г ООО «Энергомашконсалтинг» /долг Московского планетария перед ООО составляет около 8 млн руб./ Суд ввел процедуру наблюдения в отношении компании, временным управляющим суд назначил Алексея Тарасова.

JB: Если планетарий будет выставлен на торги, московское правительство его выкупит. Планетарий уже давно признали банкротом как очень убыточное предприятие, и вряд ли найдется еще один желающий его выкупить. По словам Владимира Силкина, руководителя комплекса имущественных отношений Москвы, в реконструкцию планетария уже вложено порядка 1.5 миллиардов рублей – это больше половины конечной суммы. Согласно планам столичной мэрии, планетарий должен открыться до конца 2009 года.



полная версия страницы