Форум » Человек и космос » За колеса для лунохода купил «Жигули»! » Ответить

За колеса для лунохода купил «Жигули»!

Vladimir_K: [quote]Совершенно секретно. В 60-х на Харьковском велозаводе выпустили триста колес, в космос полетели только 16. В квартирах двух харьковчан на самом видном и почетном месте стоят настоящие колеса для луноходов. Изобретатели Юрий Гирш и Илья Берман, которые в 60-х годах прошлого века работали в Конструкторском бюро велостроения, создавали их своими руками. Над сверхсекретным проектом Гирш и Берман трудились около десяти лет. Удалось сделать 300 колес. В космос отправились лишь 16 — на «Луноходе-1» в 1970 году и на «Луноходе-2» в 1973 году. «Пришел спецзаказ из Ленинграда — придумать колеса для космического аппарата. Естественно, что все сразу воодушевились. Собирали колеса в отдельном помещении на территории велосипедного завода. Все сотрудники работали в белых халатах и перчатках, мельчайшее загрязнение на колесе протирали спиртом. Не должно быть на колесе малейших отпечатков. Идеальная чистота — было главным условием работы», — вспоминает главный конструктор проекта Юрий Гирш. Сначала 12 человек пытались сделать гусеничные шасси, как у танка. Тогда ничего не было известно о лунном грунте: то ли там песок, в который будут проваливаться колеса, то ли скалистая поверхность. В процессе работы стало ясно, что гусеничные шасси в безвоздушном пространстве не смогут работать, потому что соединительные детали в вакууме «слипнутся». Потом разработали другую конструкцию. Колесо, которое весит около трех килограммов, делали из нескольких материалов — алюминия, титана и стали. «Титан можно обрабатывать только в вакууме, поэтому готовые детали из него присылали из Ленинграда, — вспоминает Юрий Гирш. — Уже в космосе возникла проблема — стальные велосипедные спицы нашего производства образовывали магнитное поле, которое создавало помехи в передаче информации с лунохода на Землю. Нашим разработчикам усложнили задачу — в «Луноходе-2» спицы для колес должны быть из титана. Но во время работы в Харькове поняли, что титановая проволока не подходит: когда натягиваешь спицу, она растягивается, как резина. Пришлось отказаться от этой идеи. Спицы оставили стальные», — говорит изобретатель. Колеса из частей «складывал» специальный антимагнитный титановый инструмент, который привезли из Ленинграда. По словам Гирша, даже на самом заводе мало кто знал, что кто-то среди них работает над сверхсекретным проектом. Колеса перевозили в открытую в специальных ящиках. Только в Ленинграде, когда работа была закончена, конструкторов встречали. Каждое колесо, по словам Юрия Гирша, выдерживало до полутонны. А у лунохода их 8, при этом вес аппаратов — 756 и 840 килограммов. «Мы в Харькове не испытывали колеса на прочность, потому что были уверены в их надежности», — утверждает Юрий Гирш. Испытывали же луноходы с харьковскими колесами на сверхсекретных полигонах — «лунодромах»: на Камчатке, в Ленинграде и Крыму. «Представьте себе огромный стадион — так выглядел полигон для испытаний. Беговая дорожка покрыта различными препятствиями: камни, бревна, песок. С их помощью имитировали разнообразные профили поверхности Луны. Луноход все преодолел», — вспоминает Гирш. За 300 лунных колес Юрий Гирш получил премию — 500 рублей. Кроме того, ему разрешили без очереди купить первую модель «Жигулей», на которых он ездит до сих пор. Когда СССР свернул программу освоения Луны, детали мертвым грузом лежали в Бюро велостроения. Спустя 30 лет им нашли применение. «Когда я уходил на пенсию, сделал два колеса на память: себе и другу. У меня даже патент есть, что колесо настоящее», — говорит Юрий Гирш. ПАМЯТНИКИ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ — ЛУННЫЕ «ТАНКИ» Впервые в истории 17 ноября 1970 года на поверхность естественного спутника Земли спустился советский луноход с харьковскими колесами, за которые его прозвали «танком» и «трактором». Это был прорыв в изучении Луны. Аппарат проработал более 300 суток — в три раза дольше, чем планировалось. «Наши колеса ни разу не подвели на Луне», — с гордостью говорит Илья Берман. Итоги работы впечатляющие: аппарат проехал 10 540 метров, передал на Землю около 25 000 снимков. Кстати, 11 декабря 1993 года «Луноход-1» вместе с посадочной ступенью станции «Луна-17» на аукционе Sotheby’s купил за 68 500 долларов разработчик компьютерной игры Lineage, сын американского астронавта Ричард Гэрриот. В специальном каталоге указано: лот «покоится на поверхности Луны». А уже через два с половиной года «Луноход-2» с такими же колесами путешествовал по небесному телу. Спустился на лунный грунт 16 января 1973 года и проработал до 4 июня. Конструктивно этот аппарат почти не отличался от первого. Весил 840 килограммов, за 115 суток проехал по Луне 37 километров! Передал свыше 80 000 снимков лунной поверхности. Третий луноход планировали запустить в 1977 году. Но вместо Луны он попал... в музей. «Предполагалось запустить на спутник Земли пять луноходов с харьковскими колесами. Но космическую программу по изучению Луны Советский Союз резко прикрыл», — рассказывает Илья Берман. Умы советских ученых перебросили на изучение Марса. ПОДАРОК К 8 МАРТА Если посмотреть на Луну в очень хороший телескоп, на ее поверхности можно увидеть знак бесконечности. На самом деле это цифра 8. Необычный подарок в 1971 году решил сделать экипаж «Лунохода-1» для прекрасной половины СССР к Всемирному женскому дню. Водитель аппарата рассчитал траекторию и вывел луноходом десятиметровую восьмерку — от наших колес остался след на лунном грунте. Наказывать экипаж за нарушение дисциплины советское начальство не стало: аппарат уже выполнил запланированную программу, да и другого экипажа не было. Советские женщины так и не узнали об этом подвиге: информацию рассекретили только в 2005 году. В 1966 году за три дня харьковские изобретатели создали окончательный вариант конструкции колеса. «Я помню тот сентябрьский день как сейчас. Сидел в кабинете, ко мне зашел ленинградский куратор Михаил Шварцбург и говорит: «Мы знаем, какой грунт на Луне, бур слетал и привез его». В течение трех дней мы сделали колеса той конструкции, которая позже полетит в космос», — вспоминает Илья Берман. Хотя официально лунный грунт был доставлен на Землю 24 сентября 1970 года. Но как, например, могли советские ученые запустить в 1969 году ракету-носитель «Протон» с первым в мире луноходом на борту, не зная при этом качество лунного грунта? В борьбе СССР и США за первенство освоения космоса дату появления лунного грунта на Земле просто засекретили. Автор новости: Половинкин Алексей Источник: http://www.segodnya.ua/life/stories/za-koleca-dlja-lunokhoda-kupil-zhihuli.html[/quote]

Ответов - 0



полная версия страницы